Андрей Пивоваров: «Настало время говорить с народом»
Андрей Пивоваров — политик и политический заключённый, уже 540 дней находящийся в СИЗО по делу об «осуществлении деятельности нежелательной организации». Вчера суд утвердил его приговор и назначенные по нему 4 года колонии.
Редакции СВТВ удалось поговорить с Андреем и выяснить, как он справляется с трудностями заключения и что думает по поводу текущей политической ситуации.
Как вы поддерживаете свой моральный дух, уже больше года находясь в заключении?
— С помощью смеси творога, какао-порошка и мюсли. В этом есть только доля шутки, так как именно эта смесь заставляет меня вставать пораньше, чтобы позавтракать. Мои соседи в основном предпочитают долгий сон, а я стараюсь выстраивать себе день, забивать его задачами, чтобы в идеале подустать к вечеру. Вкусный завтрак это отличная мотивация, чтобы его начать.
Если брать моральный аспект, то я не считаю себя заключённым. Да, физически я нахожусь в камере, выхожу на проверки, прогулки, но мыслями я всё равно на воле. Строю планы, размышляю, как поступил бы в той или иной ситуации. Насколько бы ни затянулась моё нахождение тут, я воспринимаю его как временное.
На днях один молодой зек, проникнувшийся местной идеологией, начал декламировать «тюрьма — наш общий дом». Я прервал его, сказал «прости, брат, но я тут в гостях».
Какие перспективы для оппозиции вы видите в современной России?
— Несмотря на полное уничтожение всех оппозиционных организаций, посадки или отъезд почти всех лидеров и запрет независимых СМИ, я вижу большой потенциал и перспективы для оппозиции. Если в нулевых количество людей, активно выступавших против действующей власти, измерялось в городах сотнями, в десятых — тысячами и десятками тысяч, то сейчас число недовольных происходящим выросло в разы. Это очень разноплановая аудитория. Причины их протестов могут быть диаметрально противоположными, но число этих несогласных на порядок превышает протест 2011-2012 годов.
Мы вряд ли сейчас увидим этих людей на площадях. Ужесточение репрессий и полный запрет публичных мероприятий делает цену выхода на улицу для большинства на данный момент чрезмерно высокой, но падение уровня жизни, ситуация с армией и новые волны мобилизации будут только множить число несогласных, и выплеск этого протеста неминуем. Это, конечно, чувствует и власть, видя закрытые соцопросы. ФСО, уверен, это показывают, отсюда и новые законы и очередное увеличение финансирования внутренних репрессивных институтов и пропаганды.
Находить общий язык с этими широкими массами недовольных, объяснять причины/корни проблем, завоёвывать у них авторитет — это, на мой взгляд, сейчас главная задача для российских политиков, и через эту уже действительно массовую поддержку может появиться возможность запустить перемены.
Надо отдавать себе отчёт, что сохранить белые перчатки чистыми при этом не получится: палитра политических воззрений у этих людей чрезвычайно разношёрстная, от верящих, что СССР не распался, до бьюти-блогеров, недовольных блокировкой Инстаграма. И не всегда у них будет понимание по всему спектру вопросов, но нахождение общих точек, выстраивание коалиций и союзов и есть задача политиков, по крайней мере, тех, кто претендует на перспективу.
Из каких источников вы получаете новости в тюрьме?
— Радио остаётся самым оперативным источником новостей. Понимаю пользователей Твиттера и Телеграма, которые сейчас поморщились, но уже давно вживую их не видел. Всё понимаю про цензуру, но даже на больших музыкальных станциях можно встретить на редкость адекватные новостные редакции. Приобрёл навык через полунамёки, очерёдность и подачу считывать акценты, а иногда и напрямую ведущие через ремарки в рамках дозволенного дают понятную личную оценку.
Отдельно посвящаю часть времени пропагандистским программам, тем, где есть прямые включения. Повеселила недавно передача двух каких-то идиотов с радио «Комсомольская правда», «Консерватники», по-моему. Два дурака в прайм-тайм заливают эфир пропагандой, как у нас всё хорошо и правильно и какие кругом все враги-дураки. Утомившись, они с придыханием выводят в эфир «великого человека, лидера Донбасса Олега Царёва». А он, как известно, человек недалёкий, простоват, начинает прямо в эфире рубить правду-матку. И совсем не ту, что они планировали услышать. Они пытаются его остановить, поправить, а не выходит. И такие ляпы можно поймать достаточно часто.
Много интересного, конечно, присылают друзья через письма. Очень признателен им за это.
Соседи мои, да и другие осужденные новостями не особо интересуются, скорее, узнают от меня. Да и узнавать их неоткуда. На весь ПФРСИ нет ни одного телевизора или радио. Свой приёмник я привёз с собой из Краснодара.
Есть новости, которые сами приходят к нам. Под сотню заключённых привезли в нашу колонию из Херсонской области. Обычные сидельцы — кражи, бандитизм, наркотики. Сроки получили ещё в Украине, а сидеть теперь будут тут. Новые сограждане рассказывают, что для них в феврале особо ничего не поменялось, только флаги. А в октябре, когда стало особенно часто прилетать, их собрали и вывезли, не особо церемонясь.
Изменилось ваше мнение о каком-то аспекте политической работы за время нахождения в неволе?
— Думаю, изменилось не моё мнение, а политическая реальность. Страна очень быстро прошла путь, на который соседней Беларуси потребовалось больше 20 лет. Мы ещё не в одной точке, но явно близки. И эта реальность явно требует иного подхода. Построение каких-то вертикальных структур, не важно, открытых, тайных или вообще подпольных, на мой взгляд, бессмысленно. Открытый публичный разговор, взаимодействие с широкими массами людей, теми, о которых я писал выше, и становится самым эффективным методом. Яркая активистская группа или харизматичный лидер, предлагающий понятные решения — это новая реальность. А структура, тем более внутри страны, будет оперативно разгромлена, по крайней мере, в настоящий момент.
Наступает время открытого разговора с людьми, в том числе и в массе своей идеологически совсем иной направленности. Те, кто сумеет преодолеть себя и преграды, которые будут чинить этому взаимодействию, достигнет успеха.
Что бы вы хотели передать тем, кто поддерживает вас?
— Во-первых, огромное спасибо. Это один из немногих плюсов в нахождении тут: сидишь в Приморск-Ахтарске, а знакомишься с отличными людьми практически со всей страны, пусть и по переписке.
А ещё, думаю, многие заметили, как ускорилось время. Могли ли мы год назад представить, что будет твориться то, что происходит сейчас? Да хотя бы и из 2019-го предположить события и закручивания гаек 2020 и 2021 годов? Хотя это и звучит смешно сейчас — закручивание гаек 20-21-го :)
Думаю, и дальше скорость событий будет только нарастать. Пока все изменения идут со знаком минус, но по третьему закону Ньютона, сила действия равна силе противодействия, а, значит, и обратное движение неизбежно. Я верю в законы физики, они, в отличие от российских, всегда работают.
На какой исход своего дела вы рассчитываете?
— Загадывать что-то смысла нет. Закона в моём деле нет, есть только желание устранить. Я же буду использовать все инстанции, чтобы ещё раз продемонстрировать, что всё моё дело — фейк. Отступать мне некуда.
Ещё хочу пожелать сил всем. Похоже, на воле их теперь требуется больше, чем тут.